Троллейбусы, работающие по системе многих единиц

   Троллейбусы, работающие по системе многих единиц, являются достопримечательностью города Донецка. На сегодняшний день Донецк является одним из 2 городов мира, в которых продолжается эксплуатация троллейбусных поездов.

 Попытки создания первых "сцепок"

Впервые опыты по созданию "сцепок" были произведены в 1960-х годах. Первопроходцами можно считать троллейбусы МТВ-82 с различными прицепами, которые работали в Тбилиси, Ленинграде, Москве и в других городах. В 1966 году в Киеве был создана первая "спарка"  на базе МТБ-82Д. Всего в Киеве  было выпущено 103 поезда.

Троллейбусные сцепки из Шкоды-9Тр также впервые начали эксплуатироваться в Киеве, но уже в 1968 году. Кроме Киева, где было создано 296 поездов, они работали в Днепропетровске, Горловке, Симферополе, Риге, Таллинне, Севастополе, Харькове и Ереване. В это же время создавались сцепки из троллейбусов "Киев", которые работали некоторое время в Днепропетровске, Одессе и других городах.

 Первые троллейбусные поезда на базе ЗиУ-682

    Первая сцепка из 2 троллейбусов ЗиУ-682В была создана Алма-Ате в 1981 году. И лишь год спустя, в 1982 году, первую "сцепку"  создали в Ленинграде. С 1983 года этот город начал серийно производить троллейбусы, работающие по системе многих единиц. В 1986 году 2 троллейбусных поезда проходили испытания в 7 парке Москвы, но ГАИ  запретило в этом городе эксплуатацию троллейбусных поездов. Впоследствии по системе Ленинграда начали производить сцепки другие города СССР. Троллейбусные сцепки ЗиУ-682 эксплуатировались на маршрутах Алчевска, Донецка, Нижнего Новгорода, Краснодара, Кемерово, Новосибирска, Одессы, Омска, Самары, Сум, Тольятти, Харькова, Херсона, Челябинска и Читы. Сегодня сцепки можно встретить в Донецке(2 на базе ЗиУ-682В00 и ЗиУ-682В0А) и в Краснодаре (5 на базе ЗиУ682Г00).

 Троллейбусные поезда в Донецке

    К концу 80-х годов в Донецк ещё не поступали шарнирно-сочленённые троллейбусы типа ЗиУ-683Б00, а проблема, связанная с вместимостью троллейбусов, приобретала всё большую важность. В это время в Ленинграде полным ходом шло серийное производство троллейбусов, работающих по системе многих единиц. Решено было и в Донецке провести такой эксперимент.  В 1987 году  по инициативе бывшего руководителя областного объединения городского электротранспорта Овчаренко Вадима Васильевича было принято решение о проведении в  Донецке эксперимента по созданию троллейбусных поездов. В конце апреля-начале мая этого же года на центральный маршрут №2 выехала первая "сцепка" 150-151. Следует отметить, что готовились к этому мероприятию с особой тщательностью. Сцепные устройства, так же как дополнительные узлы и агрегаты, были привезены из Ленинграда. Сама сборка троллейбусных поездов проходила в троллейбусных ремонтных мастерских. Водители и ремонтный персонал предварительно проходили стажировку в Ленинграде в троллейбусном депо №2.

Некоторые машины успели поработать на маршрутах самостоятельно; по системе многих единиц эти троллейбусы стали работать лишь спустя несколько лет после того, как они прибыли в наш город. Заводская окраска троллейбусов сменилась обыкновенной; с тех пор троллейбусы перекрашивали неоднократно, а в конце 90-х впервые троллейбусные сцепки покрасили в рекламную окраску.

    Все троллейбусные системы работали и работают только на 2 маршруте. Это связано с тем, что маршрут имеет наибольший пассажиропоток и, следовательно, его должны обслуживать наиболее вместительные машины.

    Так продолжалось до 2002 года... В этом году расцепили 3 троллейбусные "сцепки". В 2003 году расцепили ещё одну: 2150+2151 - самую первую.  В июле 2005 расцепили 2140+2141, 2142+2143, а в августе того же года - ещё одну (2148+2149)... В 2006 году была расцеплена сцепка, одна из самых ярких, красивых и запоминающихся троллейбусов - 2144+2145. Теперь в Донецке осталось 2 сцепки: 2152+2153 и 2170+2171. Фактически работает одна-единственная сцепка 2170+2171. Она работает на односменном графике, т. е. выезжает из депо около 6 часов утра, развозят дончан на учёбу, на работу, на маршруте эта "сцепка" работает до 15 часов. Затем от конечной ДМЗ следуют 0-м рейсом в депо. Троллейбусный поезд всегда работает с 1 водителем и 2 кондукторами.

    Троллейбусные системы необходимы Донецку, ведь никакая другая машина не перевезёт столько пассажиров в "час пик", как сцепка! И пусть их уже не 10, а всего лишь 2, но они до сих пор остаются наиболее комфортабельным троллейбусами.

 Фотогалерея сцепок

2140+2141

2142+2143

2144+2145

 

нет фото

2146+2147

2148+2149

2150+2151

2152+2153

2154+2155

2169+2168

2170+2171

 

 Технические характеристики

Размеры (длина, ширина, высота)

25.05м, 2.5м, 3.25м

Расстояние между машинами

1.4 м

Минимальный радиус поворота

17  м

Максимальное отклонение токоприёмников от контактной сети

4.5 м

Наибольший вынос кузова ведомой машины от оси дороги

1 м

Время разгона с места на горизонтальном участке пути до 60 км

25 с

Тормозной путь при торможении со скоростью 60 км/ч на горизонтальном участке пути

не более 30 м

Тормозной путь при экстренном торможении с 30 км/ч на горизонтальном участке пути

не более 11 м

 Источники

1. Материалы сайта "Троллейбусные поезда Краснодара"

2. Фотоматериалы Ааре Оландера, Антона Кочурова и Андрея Янковского.

Hosted by uCoz