|
Троллейбусы, работающие по системе многих единиц, являются достопримечательностью города Донецка. На сегодняшний день Донецк является одним из 2 городов мира, в которых продолжается эксплуатация троллейбусных поездов.
Попытки создания первых "сцепок" |
Впервые опыты по созданию "сцепок" были произведены в 1960-х годах. Первопроходцами можно считать троллейбусы МТВ-82 с различными прицепами, которые работали в Тбилиси, Ленинграде, Москве и в других городах. В 1966 году в Киеве был создана первая "спарка" на базе МТБ-82Д. Всего в Киеве было выпущено 103 поезда. |
|
|
Троллейбусные сцепки из Шкоды-9Тр также впервые начали эксплуатироваться в Киеве, но уже в 1968 году. Кроме Киева, где было создано 296 поездов, они работали в Днепропетровске, Горловке, Симферополе, Риге, Таллинне, Севастополе, Харькове и Ереване. В это же время создавались сцепки из троллейбусов "Киев", которые работали некоторое время в Днепропетровске, Одессе и других городах. |
Первые троллейбусные поезда на базе ЗиУ-682 |
Первая сцепка из 2 троллейбусов ЗиУ-682В была создана Алма-Ате в 1981 году. И лишь год спустя, в 1982 году, первую "сцепку" создали в Ленинграде. С 1983 года этот город начал серийно производить троллейбусы, работающие по системе многих единиц. В 1986 году 2 троллейбусных поезда проходили испытания в 7 парке Москвы, но ГАИ запретило в этом городе эксплуатацию троллейбусных поездов. Впоследствии по системе Ленинграда начали производить сцепки другие города СССР. Троллейбусные сцепки ЗиУ-682 эксплуатировались на маршрутах Алчевска, Донецка, Нижнего Новгорода, Краснодара, Кемерово, Новосибирска, Одессы, Омска, Самары, Сум, Тольятти, Харькова, Херсона, Челябинска и Читы. Сегодня сцепки можно встретить в Донецке(2 на базе ЗиУ-682В00 и ЗиУ-682В0А) и в Краснодаре (5 на базе ЗиУ682Г00).
Троллейбусные поезда в Донецке |
К концу 80-х годов в Донецк ещё не поступали шарнирно-сочленённые троллейбусы типа ЗиУ-683Б00, а проблема, связанная с вместимостью троллейбусов, приобретала всё большую важность. В это время в Ленинграде полным ходом шло серийное производство троллейбусов, работающих по системе многих единиц. Решено было и в Донецке провести такой эксперимент. В 1987 году по инициативе бывшего руководителя областного объединения городского электротранспорта Овчаренко Вадима Васильевича было принято решение о проведении в Донецке эксперимента по созданию троллейбусных поездов. В конце апреля-начале мая этого же года на центральный маршрут №2 выехала первая "сцепка" 150-151. Следует отметить, что готовились к этому мероприятию с особой тщательностью. Сцепные устройства, так же как дополнительные узлы и агрегаты, были привезены из Ленинграда. Сама сборка троллейбусных поездов проходила в троллейбусных ремонтных мастерских. Водители и ремонтный персонал предварительно проходили стажировку в Ленинграде в троллейбусном депо №2.
Некоторые машины успели поработать на маршрутах самостоятельно; по системе многих единиц эти троллейбусы стали работать лишь спустя несколько лет после того, как они прибыли в наш город. Заводская окраска троллейбусов сменилась обыкновенной; с тех пор троллейбусы перекрашивали неоднократно, а в конце 90-х впервые троллейбусные сцепки покрасили в рекламную окраску.
Все троллейбусные системы работали и работают только на 2 маршруте. Это связано с тем, что маршрут имеет наибольший пассажиропоток и, следовательно, его должны обслуживать наиболее вместительные машины.
Так продолжалось до 2002 года... В этом году расцепили 3 троллейбусные "сцепки". В 2003 году расцепили ещё одну: 2150+2151 - самую первую. В июле 2005 расцепили 2140+2141, 2142+2143, а в августе того же года - ещё одну (2148+2149)... В 2006 году была расцеплена сцепка, одна из самых ярких, красивых и запоминающихся троллейбусов - 2144+2145. Теперь в Донецке осталось 2 сцепки: 2152+2153 и 2170+2171. Фактически работает одна-единственная сцепка 2170+2171. Она работает на односменном графике, т. е. выезжает из депо около 6 часов утра, развозят дончан на учёбу, на работу, на маршруте эта "сцепка" работает до 15 часов. Затем от конечной ДМЗ следуют 0-м рейсом в депо. Троллейбусный поезд всегда работает с 1 водителем и 2 кондукторами.
Троллейбусные системы необходимы Донецку, ведь никакая другая машина не перевезёт столько пассажиров в "час пик", как сцепка! И пусть их уже не 10, а всего лишь 2, но они до сих пор остаются наиболее комфортабельным троллейбусами.
Фотогалерея сцепок |
нет фото 2146+2147 |
||||
Технические характеристики |
Размеры (длина, ширина, высота) |
25.05м, 2.5м, 3.25м |
Расстояние между машинами |
1.4 м |
Минимальный радиус поворота |
17 м |
Максимальное отклонение токоприёмников от контактной сети |
4.5 м |
Наибольший вынос кузова ведомой машины от оси дороги |
1 м |
Время разгона с места на горизонтальном участке пути до 60 км |
25 с |
Тормозной путь при торможении со скоростью 60 км/ч на горизонтальном участке пути |
не более 30 м |
Тормозной путь при экстренном торможении с 30 км/ч на горизонтальном участке пути |
не более 11 м |
Источники |
1. Материалы сайта "Троллейбусные поезда Краснодара"
2. Фотоматериалы Ааре Оландера, Антона Кочурова и Андрея Янковского.